Жилищный вопрос
Здравствуйте! Зарегистрирован и проживаю с семьей (двое взросых разнополых детей) и тещей в трехкомнатной муниципальной квартире уже 20 лет. Общая площадь 58 кв. м.
В собственности ни у кого жилой площади нет. Военная выслуга 27 лет. Является ли моя семья нуждающейся в улучшении жилищных условий при моем увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе?
Есть ли варианты для улучшения жилищных условий моей семье?
Спасибо. Игорь Николаевич.
Здравствуйте, Игорь Николаевич.
Статья 51 ЖК. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Есть ли варианты для улучшения жилищных условий моей семье?
Игорь Николаевич
Сколько всего Вас человек?
Учетная норма — 10 метров. Если с учетом количества проживающих размер площади будет меньше, то Вы будете иметь право на улучшение жилищных условий:
Статья 51 ЖК. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещенияи обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
При этом норма предоставления на человека будет 18 кв.м.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
При принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. К семье нанимателя жилья относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство. Учётная норма в Москве — 10 кв.м. общей площади жилого помещения.
Здравствуйте, Игорь Николаевич!
Согласно статьи 51 Жилищного кодекса РФ, для признания Вас и Вашей семьи нуждающимися в жилом помещении, необходимо, чтобы обеспеченность жильем была менее учетной нормы:
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):...
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
В г. Москва, учетная норма составляет 10 кв.м. на человека, при условии, что данная квартира предоставлялась в свое время на одну семью.
Это определено в статье 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 (ред. от 02.07.2014) «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»:
Статья 9. Учетная норма площади жилого помещения
1. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.2. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.
3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона.
6. При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.
7. Граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются.
Таким образом, 58: 5 = 10,8 кв.м, что превышает учетную норму. Следовательно, Вы не относитесь к категории нуждающихся.
Кроме этого, для предоставления жилья быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий недостаточно. Согласно статьи 49 ЖК РФ, следует еще быть малоимущим:
Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
С уважением, С.Сергеев
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются «субсидия» для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная «субсидия» или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными «статьей 15.1» настоящего Федерального закона.
Таким образом, Вам необходимо обратиться по месту службы и подать документы для получения субсидии на приобретение или строительство жилья, либо на служебную квартиру/квартиру, предоставляемую по договору соц. найма.
Все пятеро зарегистрированы и проживают в данной квартире. Другой собственности ни у кого нет.
Игорь Николаевич
В таком случае к сожалению у Вас на пятерых получается 58 кв.м., то есть более 10 кв.м. на человека, поэтому по учетной норме Вы не можете быть признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Вам можно порекомендовать следующее. Обратиться в орган районной администрации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищного помещения, предоставив требуемые документы. При этом следует мотивировать тем, что в данной квартире проживает две разные семьи: Ваша (Вы и дети) и теща. В таком случае учетная норма должна считаться по п. 4 ст. 9. Закона г. Москвы № 29. И должна составлять не 10, а 15 кв.м.
Если Вам будет отказано в постановке на учет, что наиболее вероятно, так как квартира представлялась не двум разным семьям, а одной, тогда следует посмотреть перспективы обращения в суд по поводу обжалования подобного решения муниципальных органов.
В данный момент, в отсутствие мотивированного отказа, уполномоченного органа, прогнозировать дальнейшее развитие событий считаю невозможным.
Еще раз обращаю внимание, военнослужащий с выслугой более 27 лет.
Игорь Николаевич
Из Вашего вопроса неясно, Вы уволились с военной службы на сегодняшний момент или нет.
Если Вы находитесь на военной службе, то действуют следующие нормы:
абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:
Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования),и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, важным моментом является признание Вас нуждающимся в жилом помещении. Поэтому опять возвращаемся к указанному выше. Вам следует обратиться в уполномоченный муниципальный орган для постановки Вас в качестве нуждающегося в жилом помещении. Дальнейшие действия после постановки Вас на учет в таком качестве либо после получения отказа в постановке.
Вношу изменения в последний ответ. Согласно приведенной ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ, Если Вы являетесь военнослужащим, контракт заключен до 01.01.1998 года, то при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, Вам и членам Вашей семьи субсидия для приобретения или строительства жилья либо жилое помещение, находящейся в Федеральной собственности.
При этом Вы должны быть признаны нуждающимся в жилом помещении. Согласно этой же статье (ст. 15) признавать нуждающимся должен федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а не муниципалитет.
Ответственный квартиросъемщик теща.
Игорь Николаевич
Тогда положено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 6 сентября 1998 г. N 1054
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАСИЛИ В ОТСТАВКУ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, А ТАКЖЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В ИЗБРАННОМПОСТОЯННОМ МЕСТЕ ЖИТЕЛЬСТВА
.........
7. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Далее
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
.........
Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания — по избранному им месту постоянного жительства.Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта «и» пункта 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства — по месту военной службы.Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения пункта 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья.Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий — выбор места жительства после увольнения порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», препятствием для увольнения, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.
То есть выбор нового места жительства — это отдельное основание для принятия на учет.
Можете быть признаны нуждающимся
Пример из практики 3 окружного военного суда (суд РВСН)
3. Согласно подп. «и» п.7 Правил
учета военнослужащих, подлежащих
увольнению с военной службы, и граждан,
уволенных с военной службы в запас или
в отставку и службы в органах внутренних
дел, военнослужащих и сотрудников
Государственной противопожарной службы,
нуждающихся в получении жилых помещений
или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства,
утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, избрание
военнослужащими постоянного места
жительства после увольнения с военной
службы является самостоятельным
основанием для признания их нуждающимися
в получении жилого помещения или
улучшении жилищных условий.
Обеспеченность жильем по
месту службы являться основанием для
отказа в признания нуждающимся в
получении жилого помещения по избранному
после увольнения в запас месту жительства
не может.
Решением руководителя ФГУ «Южное
региональное управление жилищного
обеспечения» Минобороны РФ от 27 апреля
2012 года подполковнику Корлыханову Ю.А.
было отказано в признании нуждающимся
в жилом помещении по избранному после
увольнения с военной службы постоянному
месту жительства в городе Волгограде,
предоставляемом по договору социального
найма.
Мотивом отказа послужило то
обстоятельство, что у заявителя по
договору социального найма имелось
жилое помещение в городе Ахтубинске
Астраханской области, где он проходил
службу, что, по мнению должностного лица
препятствовало признанию его нуждающимся
в обеспечении жильем за счет военного
ведомства в силу положений п.1 ч.1 ст.51
ЖК РФ.
Данное решение Корлыханов оспорил
в судебном порядке и просил обязать
жилищный орган признать его нуждающимся
в жилье по избранному после увольнения
с военной службы месту жительства в
г.Волгограде.
Знаменский гарнизонный военный
суд (председательствующий судья Егоров
О.В.) заявленные требования удовлетворил,
обоснованно исходя из следующих
обстоятельств.
Согласно материалам дела,
подполковник Корлыханов проходит
военную службу по контракту, заключенному
до 24 августа 2013 года и имеет общую
продолжительность военной службы более
29 лет. Заявитель достиг предельного
возраста, в связи с чем планировал
увольнение с военной службы и изъявил
желание изменить постоянное место
жительства на г. Волгоград, направив в
подразделение жилищного органа военного
ведомства необходимые документы.
Оспариваемым решением руководителя
Югрегионжилье в постановке на жилищный
учет Корлыханову было отказано в связи
с обеспеченностью его по установленным
нормам жилым помещением по договору
социального найма, расположенным по
месту службы в г. Ахтубинске Астраханской
области.
Оценивая обоснованность решения
жилищного органа, суд первой инстанции
правильно исходил из того, что в настоящее
время в Российской Федерации действуют
Правила учета военнослужащих, подлежащих
увольнению с военной службы, и граждан,
уволенных с военной службы в запас или
в отставку и службы в органах внутренних
дел, военнослужащих и сотрудников
Государственной противопожарной службы,
нуждающихся в получении жилых помещений
или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства,
утвержденные постановлением Правительства
РФ от 6 сентября 1998 года №1054. Согласно
подп. «и» п.7 этих Правил избрание
военнослужащими постоянного места
жительства после увольнения с военной
службы является самостоятельным
основанием для признания их нуждающимися
в получении жилого помещения или
улучшении жилищных условий.
Согласно п.14 ст.15 Федерального
закона «О статусе военнослужащих»
обеспечение жилыми помещениями
военнослужащих-граждан, имеющих общую
продолжительность военной службы 10 лет
и более, при увольнении с военной службы
по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе при перемене
места жительства осуществляется
федеральными органами исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная
служба, за счет средств федерального
бюджета на строительство и приобретение
жилых помещений, в том числе путем выдачи
государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилым помещением
на данных условиях предоставляется
указанным гражданам один раз. Документы
о сдаче жилых помещений Министерству
обороны Российской Федерации (иному
федеральному органу исполнительной
власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба) и снятии
с регистрационного учета по прежнему
месту жительства представляются
указанными гражданами и совместно
проживающими с ними членами их семей
при получении жилого помещения по
избранному месту жительства.
Таким образом, действующим
законодательством предусмотрена
возможность обеспечения военнослужащего
жильем сначала на общих основаниях, а
затем в целях последующего увольнения
и с учетом выраженного им желания — по
избранному им месту постоянного
жительства.
Каких-либо данных о том, что
Корлыханов имеет права на жилые помещения,
расположенные по избранному постоянному
месту жительству в г.Волгоград, в
материалах дела не имеется.
Квартира, нанимателем которой
по договору социального найма он
является, расположена в ином населенном
пункте – г.Ахтубинске Астраханской
области, находится в муниципальной
собственности и наличия каких-либо
препятствий для сдачи её наймодателю
после предоставления Корлыханову жилья
по избранному постоянному месту
жительства, как того требуют положения
п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих», из дела не усматривается.
При таких обстоятельствах
нуждаемость заявителя в жилье и наличие
у него соответствующих оснований для
постановки на жилищный учет, предусмотренных
ч.1 ст.51 ЖК РФ, в рамках реализации права
на обеспечение жильем по избранному
после увольнении с военной службы месту
постоянного жительства, должно было
оцениваться компетентным органом
применительно к определенному населенному
пункту – в данном случае г.Волгограду,
а не в общем, учитывая, в том числе,
обеспеченность жильем по месту службы.
Поэтому вывод гарнизонного
военного суда об ошибочности оспариваемого
решения жилищного органа сомнений
является правильным, а решение об
удовлетворении заявления Корлыханова
– законным и обоснованным.
Новое место жительства рассматривается в том же городе.
Игорь Николаевич
Тогда к сожалению не признают
Признавайтесь в другом городе, получайте продавайте, иначе ничего не получите вообще
Подождите с этим, Вы узнайте в своей части про ведомственное жилье. Если встать на очередь, либо еще до нее ухудшить свои жилищные условия — будет только хуже. Это на примере МВД — если человек развелся, либо зарегистрировал к себе в квартиру кого-либо, чтобы метров стало поменьше, то не ставят на очередь, пока не пройдет 5 лет, со дня совершения такого ухудшения. А у города жилья можно ждать очень долго.
Разделение семей через суд ситуацию изменит? Будет две семьи — моя и теща.
Игорь Николаевич
А усе равно придется на всех больше чем учетная норма
Так две разные семьи и возможно два разных лицевых счета.
Игорь Николаевич
Метраж то не изменится