При покупке техники в магазине у покупателя возникает право вернуть товар в течение установленного законом срока. Законодательством четко установлены права и обязанности покупателя и продавца при возврате или обмене товара. При покупке телефона или смартфона, по закону, покупатель может вернуть телефон как надлежащего качества, так и осуществить возврат денег за некачественный телефон. Как вернуть телефон в магазин в соответствии с законом?
Право потребителей на возврат
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» покупатель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на такой же аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был куплен в случае, если такой товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Срок, в рамках которого возможен обмен установлен законом и составляет 14 дней, не считая день покупки товара. Товар подлежит обмену только в случае, если он не был в употреблении и сохранен его товарный вид, фабричные ярлыки или пломбы, а также имеются товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. В случае если потребитель приобрел товар с недостатками, то по закону он вправе в течение 15 дней:
- Потребовать замены товара на товар другой марки.
- Потребовать замены товара на товар этой же марки с перерасчетом цены.
- Потребовать бесплатного и незамедлительного устранения выявленных недостатков или требовать возмещения расходов на устранение недостатков как покупателем самостоятельно, так и третьими лицами.
- Отказаться от договора купли-продажи и требовать возврата уплаченной за товар суммы.
Все требования, связанные с недостатками товара, должны быть предъявлены в течение гарантийного срока купленного товара. Если на товар не были установлены гарантийные сроки или сроки годности, потребитель вправе предъявить требования о возврате или обмене в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.
По истечении 15 дней со дня покупки, телефон по гарантии возможно вернуть при наличии одного из условий:
- Наличие существенного недостатка.
- Нарушение сроков гарантийного ремонта.
- Телефон находился в ремонте более 30 календарных дней каждого гарантийного года из-за неоднократного ремонта.
При возврате некачественного телефона продавцы могут уверять, что брак является несущественным и телефон не подлежит возврату на основании перечня технически сложных товаров. Телефоны относятся к таковым товарам как оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования. При возникновении спора относительно причин возникновения недостатков продавец обязан произвести экспертизу товара. Экспертиза проводится за счет продавца и в срок, установленный законом (не более 45 дней). В случае несогласия с результатами экспертизы, покупатель вправе их оспорить путем подачи иска в суд или проведения еще одной экспертизы.
Обратите внимание!
Товар с гарантийным сроком невозможно вернуть только в случае, если продавец докажет, что недостатки товара возникли уже после передачи товара покупателю и вследствие нарушения самим покупателем правил использования или хранения приобретенного товара.
Можно ли вернуть в магазин телефон, который не подошел
Покупатель вправе по закону вернуть купленный телефон, если ему он не понравился. На это прямо указывают нормы Закона «О защите прав потребителей». В законе сказано, что в случае, если товар не подошел по фасону, цвету, габаритам, расцветке, комплектации или форме, покупатель вправе вернуть его или обменять. Вернуть качественный, работающий телефон возможно и в случае, если в комплекте к нему не была приложена инструкция на русском языке или она была краткая, а не подробная.
Как ускорить процесс обмена или возврата
По закону, продавец перед продажей телефона покупателю должен предоставить полную информацию о продаваемом товаре. Как правило, продавцы-консультанты в магазинах не раскрывают полную информацию, поскольку это может повлиять на продажи конкретного товара. Именно это может ускорить процесс возврата или обмена: покупатель вправе сослаться на то, что продавцом не была предоставлена полная информация о товаре.
Для продавца обмен является более предпочтительным вариантом, поскольку в этом случае продавец теряет меньше, чем при возврате. В случае если в магазине имеется иной подходящий товар, продавец вправе произвести перерасчет и либо вернуть излишне уплаченное, либо потребовать доплаты за более дорогую модель телефона.
Какие документы нужно предоставить
Для осуществления возврата или обмена исправного товара, покупателю достаточно иметь при себе сам телефон и документ, подтверждающий его покупку. При осуществлении возврата или обмена телефона по истечении 14-дневного срока покупателю необходимо составить и подать заявление, а также предоставить документ, удостоверяющий личность заявителя. В заявлении должна быть указана причина обмена или возврата.
Необходимо иметь при себе товарный или кассовый чек, подтверждающий оплату. Однако, отсутствие чека или иного документа, способного подтвердить факт покупки телефона у конкретного продавца не является основанием для отказа продавцом в удовлетворении всех предъявленных требований покупателя.
Если продавец отказывается принять или обменять купленный телефон, то стоит написать претензию к обмену и возврату телефона на имя руководителя магазина. В претензии указываются конкретные причины просьбы. При получении отказа руководства магазина в удовлетворении и рассмотрении претензии, у покупателя возникает право на обращение в суд.
Порядок возврата денег или обмена некачественного телефона:
- Устное обращение в магазин с требованием о возврате денег или обмена. Если эти меры не повлияли, пишется письменная претензия на имя руководителя. Ответ на поданное заявление магазин обязан дать в течение 10 дней.
- По истечении 10 дней продавец обязан либо удовлетворить требование о возврате, либо назначить независимую экспертизу, чтобы выяснить причины возникших недостатков. Если экспертиза доказала, что виной недостатков товара является покупатель, продавец вправе требовать от покупателя возмещения затрат на процедуру.
- При возникновении сомнений в честности экспертизы возможно проведение дополнительной, независимой от продавца экспертизы, или к оспаривание результатов предыдущей процедуры в суде. Для подачи иска в суд следует подготовить заявление и приложить к нему документальные подтверждения сделки (чеки, договоры купли-продажи, копию претензии и иные.).
- Суд принимает решение в пользу покупателя или продавца. Если иск потребителя удовлетворен, он сам выбирает дальнейшее развитие событий (обмен на другой телефон, возврат денег или иное).
Возврат телефона, купленного через интернет-магазин
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность приобретения товаров дистанционным способом. Такой способ предусматривает продажу товаров с помощью каталогов, буклетов, фотографий, а также посредством размещения товаров в интернет-магазинах. В таком случае продавцом еще до заключения договора купли-продажи должна быть предоставлена потребителю полная информация об основных потребительских свойствах товара, о его цене, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, об условиях приобретения товара, о его доставке и иных.
Покупатель вправе отказаться от купленного телефона в интернет-магазине в любое время до момента его передачи. В случае получения товара на возврат отводится 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат возможен если телефон сохранил свой товарный вид, потребительские свойства и сохранены все документы, подтверждающие покупку именного этого телефона. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца
При отказе покупателя от купленного телефона продавец должен вернуть уплаченную покупателем сумму по договору в течение 10 дней со дня предъявления требований о возврате. В данную сумму не включаются расходы продавца на доставку товара от покупателя.