Граждане и юридические лица обращаются в специализированные организации для определения убытков, причиненных движимому и недвижимому имуществу. Распространенным случаем является проблема с определением стоимости убытков при авариях транспортных средств. Как производится оценка ущерба при ДТП? Сертифицированные оценщики должны соблюдать правила оценки ущерба при ДТП. В противном случае оценка ущерба после ДТП не будет прията к рассмотрению страховой компанией или судом.
Оценка ущерба после ДТП
Определение размера материальных потерь при дорожно-транспортных происшествиях необходимо в двух ситуациях:
- для компенсации материальных потерь страховыми компаниями;
- для судебного взыскания ущерба и издержек с виновного в ДТП.
Страховые компании включают в страховое соглашение условие об определении размера страховой выплаты в зависимости от степени потери стоимости транспорта в процессе эксплуатации, из за физического износа и амортизации. Судебная практика по данному вопросу противоречива. Одни суды считают, что после ДТП транспортному средству необходим ремонт с использованием новых деталей. Другие требуют представить доказательства, что отсутствует возможность отремонтировать машину путем восстановления узлов и агрегатов.
Обратите внимание!
Верховный Суд РФ поставил точку в этих спорах. Он указал, что выплаты убытков за минусом амортизации противоречит нормам гражданского права - Определение № 78-КГ15-46 от 26.01.2016.
Оценка стоимости ущерба после ДТП
Перспектива получения страховой суммы напрямую зависит от полноты и достоверности доказательств о транспортной аварии. Первым этапом является фиксация происшествия должностным лицом ГИБДД. Участникам ДТП рекомендуется присутствовать при оформлении административных документов и контролировать полноту внесенных в административные документы данных.
Если техническое исследование размера убытков проводит сертифицированный специалист страховой организации, необходимо проконтролировать действие. Они напрямую заинтересованы в фиксации убытков в уменьшенном размере. Это послужит основанием для страхового возмещения в неполном объеме.
Оценка ущерба при ДТП по ОСАГО
Профессиональная деятельность по определению потерь и издержек регламентируется Законом об оценочной деятельности. Однако, такая деятельность при страховании транспорта по ОСАГО в данный Закон не вписывается. Она регламентируется методикой установления размера издержек на устранение повреждения автомобиля, причиной которых явилось ДТП. Здесь применяются нормы, определенные Законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Основное отличие в том, что:
- независимая техническая экспертиза осуществляется экспертами-техниками;
- размер убытков рассчитывается по Методике, утвержденной Положением Банка России № 433-П от 19.09.2014 г.
Она устанавливает:
- систему исчисления затрат на материалы, детали, услуги специализированных мастерских для устранения повреждений автомобиля;
- систему исчисления амортизации компонентов автомобиля, в том числе с нулевым показателем амортизации;
- систему исчисления пригодных к использованию остатков транспортного средства в случае полной гибели автомобиля;
- справочные данные исчисления среднегодового пробега автомобиля;
- систему составления и узаконения справочников о цене автомобильных комплектующих и стоимости нормо-часа деятельности на восстановление транспорта на товарном рынке субъекта РФ.
Правила оценки ущерба автомобиля после ДТП
Правила устанавливают процедурные нормы по исчислению убытков при транспортных происшествиях, подлежащих оплате страховой организацией. Сумма погашения потерь при аварии определяется следующим образом:
- если стоимость восстановительных мероприятий превышает стоимость автомобиля до происшествия, оплачивается его стоимость на день аварии, за минусом цены годных к эксплуатации узлов и агрегатов;
- при нарушении исправности или ухудшении внешнего вида транспорта в следствии аварии – в размере затрат и издержек для восстановления состояния до аварийного происшествия;
- к затратам и издержкам по восстановлению транспорта причисляются затраты на материалы, оплату услуг по ремонту;
- исчисление затрат и издержек на детали и узлы автомобиля производится с учетом их амортизации, но не выше 50% их цены;
- если потерпевший осуществил ремонт или утилизацию транспорта до его осмотра представителем страховщика или технического исследования специалистом, страховое возмещение не выплачивается;
- страховое возмещение осуществляется не позднее 20 дней за исключением праздничных и выходных после получения письменного обращения потерпевшего в страховую организацию;
- при нарушении сроков оплаты страхового возмещения со страховщика удерживается штраф в размере 1% за каждый день незаконного пользования суммой возмещения;
- до окончательного определения размера страхового погашения, потерпевший вправе получить возмещение в части.
Обратите внимание!
Эксперты-техники несут персональную материальную ответственность за достоверность исследования транспорта на предмет определения размера издержек и затрат по восстановлению и ремонту. Вред, причиненный фальсифицированным исследованием, подлежит возмещению в полном объеме.
Техническое исследование транспортного средства осуществляется по инициативе страховой компании. При несогласии с результатами исследования, заинтересованные лица могут инициировать независимое техническое исследование автомобиля и оспорить результаты первичной экспертизы.