Закон №132 «Об основах туристской деятельности...» — основной документ, который регулирует деятельность туристических агентств в России. Статья 10 закона о туризме определяет взаимоотношения между гражданином и реализатором тура как договорные. Порядок того, как отказаться от тура и вернуть деньги, определяется в рамках заключенного соглашения между туристом и компанией. В случае возникновения разногласий участники договора могут обратиться в суд. Судебная инстанция примет свое решение о том, как отказаться от путевки и вернуть деньги.
Можно ли вернуть путевку в турагентстве если она оплачена
В ст. 10 Закона № 132 есть понятие типового соглашения между путешественником и организатором тура. Форма документа утверждается Министерством по туризму (Ростуризмом).
Законом предусмотрены обязательные пункты данного договора: наименование и контактные данные юридического лица, осуществляющего организацию путешествия, персональные данные отдыхающего. Согласно закону, в соглашении стоимость турпутевки должна измеряться в рублях. Также типовая форма соглашения содержит ответственность, обязанности и права подписантов.
Обратите внимание!
Важными пунктами договора являются условия расторжения и изменения, а также порядок и сроки предъявления претензий по выплате страховки со стороны отдыхающего.
Согласно ст. 452 Гражданского кодекса расторжение или изменение договора осуществляется в той же форме, в какой был он заключен. То есть в случае с соглашением об оказании услуг по отдыху в письменной форме. Если расторгнуть или изменить договор невозможно в рамках договоренностей, у участников соглашения есть право обратиться в суд.
Причины для отказа от путевки
Федеральный нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность по оказанию услуг отдыха предполагает, что в типовом соглашении между реализаторами путевок для отдыха и их потребителями должна содержаться информация о возможности расторжения сделки.
Обратите внимание!
Закон №132 закрепляет право за туристом право изменить или расторгнуть договор с компанией в случае существенных изменений обстоятельств.
Под существенными обстоятельствами законодатели понимают изменение сроков отдыха или значительное увеличение стоимости проезда к месту отдыха. А также объективные ситуации, по которым путешественник не может отправиться на отдых: смерть, заболевание, отказ в выдаче разрешительного документа для пересечения границы.
Например, Российская Федерация прекращает авиасообщение с Марокко, и добраться до Агадира возможно только через Минск. Это приводит к значительному росту цены, что является существенным обстоятельством для прекращения договора и возврата средств.
Как оформить возврат
Законом оговорено, что заявить свое недовольство отдыхающие может до истечения срока в 20 дней до окончания договора. Исходя из норм закона отпускник обязан написать заявление в установленные сроки. В тексте указываются основания отказа от тура. В течение 10 дней организатор отдыха рассматривает обращение и принимает решение о возврате средств или отказе в удовлетворении требований.
Обратите внимание!
В случае соблюдения сроков и наличия существенных обстоятельств оператор отдыха обязан вернуть уплаченные средства в полном объеме.
Если турагент не возвращает деньги, стоит потребовать письменный отказ. Это будет основанием для обращения в суд.
Определение суммы возврата
Отпускники, приобретающие туристический продукт, также защищены Законом о правах потребителей. Согласно ст. 39.1 этого закона, реализация туристических услуг регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением правительства №452 «Об утверждении Правил оказания услуг». Распределение расходов между сторонами договора определяется в рамках гражданских правоотношений, то есть путем договора.
На основании Закона об оказании услуг по отдыху, отпускник вправе оформить страховку от невыезда, и в случае отказа от тура, средства в полном объеме вернет страховая компания.
Размер возврата средства в случае возникновение в месте отдыха угроз для туриста регулируется пунктом 18 Правил по оказанию туристических услуг. Организатор обязан вернуть деньги в полном объеме, если расторжение договора возникло до начала путешествия. Если турист отказался от услуг после отъезда, оператор вернет часть средств пропорциональную не оказанным услугам.
Составление претензии на возврат путевки туроператору
Заявление о возврате денежных средств за ненадлежащее оказание услуг составляется в письменной в форме. В «шапке» документа указывается наименование туроператора, контактные данные заявителя.
В основном тексте документа необходимо указать причины возврата турпакета. А также требования о возврате средств. Дополнительно к заявлению можно приложить документы, подтверждающие наличие существенных обстоятельств для прекращения договорных отношений.
Порядок и сроки возврата денег
На основании статьи 10 Федерального нормативно-правового акта о туристической деятельности рассмотреть обращение о расторжении договора туроператор обязан в течение 10 дней после поступления заявления.
Обратите внимание!
Статья 31 Федерального нормативно-правового акта, защищающего интересы потребителей, обязывает удовлетворить законные требования путешественника оператор должен в течение 10 дней.
Заявление на отказ от путевки
Заявление об отказе от тура составляется в письменной форме и подается поставщику услуги путем почтового отправления, лично или через интернет. В заявлении необходимо указать точные данные организатора тура, данные заявителя и существенные обстоятельства, повлиявшие на отказ. Заявление подписывается, на нем ставится дата. В случае личного обращения к туроператору стоит написать заявление в двух экземплярах. На копии заявителя попросить канцелярию организатора отдыха сделать пометку о дате подачи обращения.
Судебное разбирательство
Согласно ст. 452 ГК договорные отношения, которые не могут быть урегулированы самостоятельно подлежать рассмотрению в судебном порядке. Для этого туристу необходимо написать исковое заявление, приложить копии документов, подтверждающих факт досудебного урегулирования, копию договора на оказание услуг по организации отдыха.
Статья 28 ЗоЗПП, закрепляет за туристом право потребовать за некачественно оказанные услуги по отдыху не только возврат уплаченных средства, но также компенсацию и взыскать пени.