Законодательством предусмотрено предоставление служебного жилья. В большинстве случаев подобный вид жилья выдается гражданам для осуществления ими своих профессиональных и служебных обязанностей. Предоставление служебного жилого помещения урегулировано статьей 104 Жилищного кодекса.
Основания предоставления служебного жилья
Предоставление служебного жилья является механизмом в правового регулирования жилищных отношений. Служебные жилые помещения предоставляются по договору найма и заключаются на период прохождения службы, трудовых отношений или на период нахождения на государственной или выборной должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также на службе в органах местного самоуправления. Это является главным основанием предоставления служебного жилья по статье 104 Жилищного кодекса.
Обратите внимание!
По договору найма служебного помещения предоставляется индивидуальный дом или квартира. Вместе с нанимателем в жилье вселяются и члены его семьи.
Кому предоставляется служебное жилье
По Жилищному кодексу, чтобы предоставить служебное жилье гражданину, он должен находиться в трудовых отношениях либо с органами государственной власти, либо с органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, а также с государственными или муниципальными предприятиями. Исходя из этого, на служебное помещение могут рассчитывать:
- Депутаты, замещающие должности государственного служащего на любом уровне: государственный, региональный, местный.
- Военнослужащий
- Сотрудники правоохранительных органов (полицейские, следователи и др.), которых отправляют на службу в другой город или населенный пункт.
- Пожарный в МЧС.
- Учителя и врачи. Это относится к тем, кто желает поехать работать в сельскую местность.
- Государственные служащие, такие как судьи, чиновники, работники министерств и ведомств и др.
В соответствии со статьей 104 ЖК РФ, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:
- Органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации.
- Органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации.
- Органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.
Порядок получения служебного жилого помещения
Для того, чтобы заключить договор найма служебного помещения, необходимо наличие решения государственного органа о предоставлении гражданину соответствующего жилья. После официального опубликования постановления государственного органа о том, что обстоятельства предоставления данной квартиры существуют, может быть заключен договор найма.
Для того, чтобы заключить такой договор необходимо подать следующие документы:
- Личное заявление.
- Копия трудовой книжки.
- Справка из кадровой службы, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке заключения контракта о прохождении государственной гражданской службы.
- Документы, подтверждающие семейное положение заявителя (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака).
- Копии паспортов работника (служащего) и членов его семьи.
- Ходатайство от работодателя или вышестоящего должностного лица.
- Документы, подтверждающие отсутствие жилья в собственности (пользовании) работника (служащего) и членов его семьи (в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости).
- Выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Данный перечень не является исчерпывающим и ввиду различных условий предоставления помещения конкретный орган может затребовать предоставления дополнительных документов. Документы предоставляются заверенными копиями либо с предъявлением подлинников. Пакет документов предоставляется в жилищную комиссию или иной орган, уполномоченный на рассмотрение данного вопроса. Решение о предоставлении жилого помещения оформляется приказом, после чего следует заключение договора найма жилого помещения.
Обратите внимание!
Квартира предоставляется нанимателю на основании акта приема-передачи и технического состояние жилого помещения.
Можно ли прописаться в служебной квартире
Так как служебное жилье предоставляется гражданину и членам его семьи лишь на время выполнения трудовых или служебных обязанностей, то в данном случае прописаться в квартире возможно только временно. Сделать это возможно только с согласия собственника. Временная регистрация по месту пребывания является срочной и обычно совпадает со сроком, на который заключен договор найма.
Можно ли служебное жилье перевести в собственность
Жилищный кодекс на сегодняшний момент такой процедуры не предусматривает, а также, Федеральный закон «О приватизации..» устанавливает запрет на приватизацию служебного помещения. Иные нормативно-правовые акты содержат подобную норму, которая устанавливает, что служебное жилье не подлежит отчуждению и приватизации, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.
Законная возможность приобрести подобное жилье в собственность все же предусмотрена. В случае перевода данного жилья в собственность муниципалитета, служебным считаться оно уже не будет. Поэтому такое жилое помещение возможно передать гражданам по договору социального найма. Само предприятие или учреждение вправе принимать решение о возможности приватизации служебного жилья.
Можно ли выкупить служебное жилье
Выкупить служебное жилье представляется возможным в случае, если гражданин отработал в данной организации не менее 10 лет. Помимо этого, он должен быть официально признан нуждающимся в подобном жилье. В том случае, если семья не состояла на учете в качестве нуждающихся, служебное жилье возможно переоформить в собственность при покупке его по рыночной цене.