То, нужно ли оформлять квартиру в собственности, зависит от особенностей жилья и формата его приобретения. В новых домах регистрацией занимаются застройщики, а при ипотеке владельцем по факту является банк-кредитор. Право собственности на приватизированную квартиру дает возможность распоряжаться имуществом в полном объеме. Без него не получится совершать такие сделки как обмен, продажа и дарение. В процессе регистрации проверяется и юридическая чистота жилища.
Обязательно ли оформлять квартиру в собственность
Оформить квартиву в собственность необходимо. Квартира является недвижимым имуществом, которое подлежит государственной регистрации. Характер приобретения жилища не важен, а процедура осуществляется в управлении Росреестра.
Нюансы зависят от особенностей квартиры:
- Квартира в новостройке. Владельцы могут регистрировать ее самостоятельно либо воспользоваться сервисом строительной организации. Ее представители берут на себя процедурные вопросы и по итогу передают документы хозяевам;
- Ипотека. Оформление проводится на общих основаниях. Его выполняют риелторы или банк. Отличия есть в статусе жилища. Являясь собственностью заемщика, оно проходит и как обеспечение кредита. Соответственно распоряжение в части продажи или сдачи в аренду, ограничено;
- Квартира на вторичном рынке. Ее необходимо регистрировать. В процессе могут обнаружиться моменты, связанные с наличием нескольких владельцев, незаконной продажей, жильцами, которых невозможно выписать. Чем раньше подобные факты выйдут наружу, тем выше шанс оспорить сделку.
Какие права на приватизированную квартиру имеют собственники
Существуют два базовых права на недвижимое имущество:
- право владения;
- право собственности.
Право владения обретается при заключении договора купли/продажи. Оно дает возможность проживания на площадке и защиты своего жилища. При этом владелец ограничен в распоряжении имуществом. Дарить, сдавать и продавать его он не может.
Обратите внимание!
Право собственности обретается после государственной регистрации квартиры. По окончании процедуры, владелец становится полноправным собственником и сможет распоряжаться жильем по своему усмотрению.
Как оформить приватизированную квартиру в собственность
Процедура регистрации собственника проводится в несколько этапов. Они приведены в хронологическом порядке:
- Сбор документов.
- Уплата государственной пошлины за регистрацию недвижимого имущества.
- Обращение в отделение Росреестра к территориальному ведению которого, относится квартира. В больших населенных пунктах предварительная запись не требуется. Пакет документов и квитанция об уплате госпошлины передаются сотруднику. Ознакомившись с ними на предмет соответствия требованиям, он назначает дату, когда можно придти за свидетельством.
- В указанный день владелец забирает документ, становясь полноправным собственником.
Обратите внимание!
Если в процессе обработки документов обнаруживаются ошибки и неточности, процедура выдачи свидетельства приостанавливается. Об этом владельца оповещают по указанным координатам обычным письмом или электронной почтой.
Порядок государственной регистрации права собственности
В обязанности специалиста Росреестра входит тщательная проверка документации. Анализируется каждая страница, а если квартира находится в новостройке, сотрудник проверяет еще и документацию застройщика. Она хранится в Росреестре, фиксируя факт постройки дома, законность его ввода в эксплуатацию, соответствие техническим требованиям.
Максимальный период времени, отведенный на проверку, составляет 30 дней. По окончании запись о новом собственнике вносится в Единый государственный реестр, а владелец приходит за документом.
Документы для оформления приватизированной квартиры в собственность
Пакет документов, требующийся для регистрационного свидетельства, представлен:
- Договором купли/продажи, в том числе долевое участие, приобретение на вторичном рынке или покупка по ипотеке.
- Паспортом и его нотариально заверенной копией.
- Заявлением на регистрацию. Его пишут на специальном бланке, выдаваемом в Росреестре.
- Актом приема/передачи квартиры. Он оформляется в БТИ.
- Схемой жилища и экспликацией. Также выдаются в Бюро Технической Инвентаризации.
- Квитанцией об уплате государственной пошлины. Внесение денег проходит через любой банк, а квитанцию выдает УФРС.
- Доверенностью. Она используется, когда владелец передает права на оформление жилища третьим лицам.
Все перечисленные документы идут в 2-х экземплярах. Один остается у собственника, второй в папке Росреестра. Неразборчивый почерк, надорванный поврежденный бланк, использование карандаша и помарки не допускаются. Адреса, имена, фамилии и отчества пишутся без сокращений.