Прокурорский надзор охватывает все правовые отношения, в которых участвую граждане и юрлица. Ведомство контролирует соблюдение норм законодательства прочими органами власти и службами, обязано защищать законные права и интересы каждого жителя страны. Жалоба в прокуратуру (образец) поможет проверить законность действий управляющей компании, привлечь к ответственности недобросовестного работодателя или делового партнера. Правила, как написать жалобу в прокуратуру, установлены законом «О работе с обращениями граждан» и ведомственными актами.
Жалоба, заявление или претензия
Прокуратура – ключевой надзорный орган страны. Полномочия и сфера деятельности ведомства определены Законом по прокуратуре. Статья 1 гласит, что прокуратура следит за соблюдением всех гражданских прав, согласно Конституции России. В этот обширный спектр входят взаимоотношения граждан между собой, с организациями и юридическими лицами, госорганами, в том числе правоохранительными, во всех сферах жизни: образование, медицина и труд.
Общие правила обработки обращений граждан, в том числе и сотрудниками прокуратуры, установлены Законом о порядке обращения граждан №59. Кроме того, в ведомстве действует собственная инструкция, утвержденная приказом Генпрокуратуры №45.
Соглсно Закону №59, обращение гражданина может быть подано в форме:
- заявления – это сообщение о несоблюдении законов, нарушении прав, указание на недостатки госорганов и должностных лиц;
- жалобы – просьба гражданина разобраться в ситуации, при которой были нарушены его права.
Россияне могут обращаться в органы власти с предложениями по изменению, корректировке нормативно-правовой базы, улучшению социального и экономического положения и в других сферах.
А претензия в обращениях в государственные инстанции не применяется. Если гражданин хочет указать на недостатки или неправомерность решений сотрудников прокуратуры или других служб, например, ФССП или МВД, ему следует писать заявление или жалобу.
Как правильно написать
При обращении в прокуратуру гражданин имеет право:
- прикреплять дополнительные доказательства, свидетельства, документы, касающиеся дела;
- просматривать документы по делу обращения, если они не затрагивают интересы третьих лиц и не являются гостайной;
- получать ответы;
- обжаловать решения по обращению;
- инициировать прекращение дела по обращению.
Прокуратура не имеет права разглашать личность обратившегося без его согласия. В обращении в обязательном порядке должны быть указаны:
- полное наименование органа, в которое обращается гражданин;
- поставлены дата и подпись;
- четко сформулированы просьбы, требования и суть жалобы.
Заявление или жалоба составляются в деловом стиле, факты излагаются лаконично и ясно. Обращение может быть от одного гражданина или коллективным, с подписями согласных с изложенным лиц.
Обратите внимание!
Повторные обращения по одному вопросу не станут стимулом для правоохранителей действовать быстрее. За основу будет взято первое письмо. У ведомства существует свой регламент, утвержденный законом и внутренними документами, поэтому "заваливать" прокуратуру обращениями нет смысла.
После получения обращения от гражданина оно должно быть зарегистрировано в течение трех дней, затем специалисты рассматривают вопросы по нему в течение 30 дней и направляют ответ заявителю.
Образцы жалоб в прокуратуру
Единого образца, по которому необходимо составлять обращение в прокуратуру, нет. Оно может быть набрано на компьютере или написано от руки в свободной форме и содержать:
- в «шапке» документы пишутся наименование ведомства и данные заявителя: ФИО, адрес, контакты, если это относится к делу, то должность и место работы;
- название – заявление или жалоба. В случае, если гражданин перепутает данные понятия – это не повод для отказа, сути обращения это не меняет;
- в основной части описывается в хронологическом порядке ситуации с датами, цифрами и фактами;
- указывается в чем заключается нарушение, недочет, преступление. Лучше, если данные факты будут подтверждены документально. Указание статей законодательства, которые были нарушены, приветствуются, однако правоохранители могут и должны это сделать самостоятельно;
- если есть информация о лицах виновных в ситуации, они указываются;
- требование – обязательно необходимо написать, что именно хочет заявитель: провести проверку, разобраться и наказать виновных, восстановить свои права;
- дата и подпись;
- список приложений – необходимо указать все документы, файлы, и другие доказательства, которые заявитель приложил к обращению.
Скачать пример заявления можно здесь.
Как подать жалобу в прокуратуру
Письменное обращение можно подать в прокуратуру:
- лично, принеся письмо по адресу ведомства. При этом оно должно быть зарегистрировано как входящее. На оригинале и копии, которую заявитель оставляет себе, ответственное лицо ставит номер, дату и подпись;
- во время приема – ведомство обязано в определенные дни проводить прием граждан. Расписание таких встреч должно быть доступно;
- по почте – чтобы удостовериться, что письмо доставлено адресату, необходимо оплатить корреспонденцию с уведомлением;
- через Интернет – на официальном сайте ведомства необходимо найти нужный отделение по территории, заполнить готовую форму и отправить. При этом необходимо указать, каким образом заявитель желает получить ответ – в электронном виде, или по почте.
В каком случае жалоба не рассматривается
Прокуратура обязана принимать любое обращение, однако не давать ответ на него ведомство может, если:
- обращение не подписано – анонимки не считаются заявлениями и могут оставаться без внимания. Исключение составляют сообщения о готовящемся или произошедшем преступлении;
- обращение написано от руки и специалисты не могут разобрать почерк;
- нет обратного адреса заявителя и других контактов;
- в обращении использованы оскорбления, нецензурная брань.