Жалоба в ЦБ на микрофинансовую организацию – это один из эффективных методов защиты прав заемщиков при выявлении нарушений со стороны МФО. Жалоба в Центробанк на МФО может быть подана несколькими способами. Наряду с регулятором, лица, в отношении которых нарушено законодательство, могут подать жалобы и в другие надзорные органы.
Полномочия Центробанка и причины для жалобы на МФО
Согласно ст. 76.1 ФЗ № 86 «О ЦБ РФ», Центробанк осуществляет регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми структурами, в число которых входят и микрофинансовые организации. В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ № 151 «О микрофинансовой деятельности и МФО», ЦБ уполномочен осуществлять регулирование деятельности МФО и надзор за соблюдением ими требований законодательства. В рамках своих полномочий Центробанк может:
- провести проверку деятельности организации;
- потребовать от руководства МФО устранения выявленных нарушений;
- вынести обязательное для выполнения предписание на устранение нарушений или выполнение иных требований законодательства;
- исключить сведения об МФО из реестра на основании выявленных неоднократных нарушений.
Обратите внимание!
Надзор за микрокредитными организациями ЦБ не осуществляет.
Причиной для подачи жалобы в надзорный орган может послужить любое нарушение или неисполнение законодательства со стороны МФО в случаях:
- превышения полномочий при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности;
- начисление неправомерно высоких процентов по займам, превышающих суммарно трехкратную саму самого займа;
- необоснованного начисления неустойки, пени, штрафов, в том числе их начисление после достижения двукратной величины непогашенной части займа;
- мошенничества, оформления микрозайма на заемщика без его ведома;
- отказа МФО в выдаче кредита;
- изменения условий договора кредитования в одностороннем порядке;
- отказа МФО в реструктуризации просроченной задолженности;
- применения скрытых комиссий, процентов, штрафов, навязывание дополнительных услуг при оформлении кредита;
- разглашения персональных данных заемщика третьим лицам без его ведома.
Способы пожаловаться на МФО в Центробанк
- Через официальный сайт Центробанка в электронной форме. Для этого нужно:
- Перейти по ссылке и выбрать в качестве темы для обращения «Микрофинансовые организации»
- Выбрать доступный продукт, тип проблемы, ввести наименование организации, в отношении которой направляется обращение.
- Описать суть сложившейся проблемы, выбрать регион. По возможности указать дополнительную информацию, в том числе дату события и номер договора. При наличии приложить копии договоров и писем.
- Ввести свои анкетные данные, СНИЛС, контакты и способ получения ответа.
- Проверить введенную информацию и отправить жалобу.
- В письменной форме по почте на адрес ул. Неглинная, 12, Москва, 107016. Письменное обращение желательно направлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.
- Каналы телефонной связи: круглосуточный контактный центр ЦБ по телефону 8 800 300-30-00.
Как написать жалобу в Центробанк
Жалоба в ЦБ не имеет единого образца обращения, потому подается в свободной форме. Она должна быть составлена с учетом правил деловой переписки. В ней следует отразить:
- ФИО, адрес проживания, контактные данные заявителя;
- наименование и адрес МФО, чьи действия обжалуются;
- номер, дату, место оформления договора с микрофинансовой организацией;
- обстоятельства, предшествующие конфликту, например, длительность и причины возникшей просрочки, обращения, направленные в МФО, результаты проведенных переговоров;
- непосредственно нарушения требований закона, допущенные МФО с указанием на нарушенные положения нормативных актов;
- требования, обусловленные нарушением: дать оценку действиям МФО, провести проверку, вынести предписание на устранение нарушений;
- описание приложенных документов, дата и подпись.
Куда еще можно пожаловаться на компании микрозаймов
Центробанк – не единственный контролирующий орган, в чьей компетенции находится надзор за деятельностью МФО.
Роспотребнадзор
Так как при оформлении кредита в МФО заемщик параллельно является потребителем услуг, жалоба может быть подана и в Роспортебнадзор. Направить обращение можно в электронной форме на сайте организации. Учитывая характер работы РПН, причиной для жалобы может послужить нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей: предоставление заемщику неправдивой информации о продукте или непредоставление ее, ущемление заключенным договором прав заемщика по сравнению с требованиями ФЗ № 2300-1.
ФАС
Если МФО нарушает антимонопольное законодательство, заемщик вправе обратиться в ФАС. Сделать это можно тремя путями: письменно по почте, в электронном виде на e-mail или через форму на сайте ФАС. Подобнее о порядке обращения можно узнать здесь.
Причиной для обращения может послужить навязывание со стороны МФО дополнительных услуг, отсутствие регистрации кредитора в качестве микрофинансовой организации, при системном кредитовании, а также несоответствие правилам кредитования размещенной МФО рекламы.
Прокуратура
Прокуратура является органом общего надзора и осуществляет проверку соблюдения законодательства всех органов и организаций, в том числе и МФО, независимо от характера нарушения закона. Направить жалобу на действия МФО можно в районную прокуратуру по месту осуществления деятельности кредитора лично или по почте. Обращение можно направить через сайт региональной прокуратуры в электронной форме. Предусмотрена возможность обращения и в Генеральную прокуратуру, но для рассмотрения жалобы по существу она будет перенаправлена в нижестоящие прокуратуры.
Прочие способы
Лицо, чьи права нарушены действиями МФО, вправе обратиться:
- В СРО, членом которой является МФО. СРО осуществляет контроль за соблюдением законодательства, проводит проверки, выносит предупреждения, накладывает штрафы и исключает из числа своих членов, руководствуясь статьями 14 и15 закона о СРО.
- В суд, если действия МФО причиняют заемщику ущерб либо выражены в нарушении условий заключенного договора кредитования.