Жалоба в ЦБ на страховую компанию – один из способов внесудебного воздействия на страховщика, нарушающего требования закона и положения договора страхования. Один из распространенных примеров обращения в Центробанк – жалоба на страховую ОСАГО. Как подать жалобу в ЦБ?
Каковы полномочия Центробанка
Одна из главных функций ЦБ – банковское регулирование и банковский надзор. Однако, согласно ФЗ № 86 «О ЦБ РФ», Центробанк осуществляет регулирование, контроль и надзор и за некредитными финансовыми организациями, в том числе и субъектами страхового дела. В их отношении ключевая функция регулятора – организация и ведение страхового надзора.
Обратите внимание!
С 30 января 2019 года функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности возложены на Департамент страхового рынка Центробанка.
Надзорные мероприятия осуществляются в целях:
- соблюдения участниками рынка страхового законодательства;
- предупреждения и пресечения нарушений закона со стороны страховщиков;
- обеспечения прав и интересов страхователей и иных лиц, вступающих в отношения с СК;
- эффективного развития страхового дела;
- предупреждения финансовых проблем и банкротства страховщиков.
Для реализации указанных целей орган страхового надзора полномочен:
- осуществлять контроль за соблюдением страховщиками действующего законодательства;
- проводить проверки на местах осуществления профессиональной деятельности страховщиков, в том числе в отношении предоставляемой ими отчетности;
- запрашивать у страховщика информацию и документы, необходимые для осуществления надзорных функций;
- выносить в отношении страховщиков предписания по результатам проведенных проверок;
- принимать иные решения в отношении страховых компаний.
В каких случаях следует жаловаться в Центробанк на страховую компанию
Причиной для обращения в Центробанк может быть нарушение условий страхового соглашения или законодательства со стороны страховщика:
- навязывание дополнительных услуг при оформлении страхового полиса, обусловливание покупки одного продукта приобретением другого;
- отказ в выплате страховой компенсации или иной формы страхового возмещения, в том числе по ОСАГО;
- нарушение обязательных сроков предоставления страхового возмещения или направления ответа на заявление или претензию;
- занижение суммы причиненного ущерба или размера страховой компенсации;
- неверное применение коэффициента бонус-малус при оформлении полиса ОСАГО;
- отказ в продаже полиса;
- несогласие с качеством и сроками проведенного ремонта по ОСАГО или КАСКО;
- отказ в приеме документов, имеющих отношение к страховому событию;
- отказ в возврате страховой премии при аннулировании договора страхования в течение 14-дневного периода охлаждения;
- отказ в возврате части страховой премии при отпадении страховых рисков либо в случае продажи ТС, водитель которого застрахован по ОСАГО.
Как подать жалобу в ЦБ
Действующие правила позволяют направить в адрес ЦБ обращение с жалобой на страховщика двумя способами:
- Через интернет-приемную Центробанка на официальном сайте регулятора. Для этого необходимо:
- Перейти по ссылке.
- Выбрать из представленных на сайте вариантов тему для обращения.
- Ввести наименование организации, на которую подается жалоба.
- Описать суть сложившейся со страховщиком проблемы, указав реквизиты документов и последовательную хронологию событий.
- Выбрать регион проживания.
- По возможности указать дополнительную информацию, в том числе дату события, номер и дату договора, адреса. При наличии приложить скрин-копии документов.
- Ввести свои анкетные данные, СНИЛС, контакты и способ получения ответа.
- Проверить введенную информацию и отправить жалобу.
- По почте в письменном виде по адресу: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016. Письменную жалобу рекомендуется направлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.
Как правильно составить жалобу
Жалоба на страховщика в Центробанк не имеет установленного образца, потому составляется в свободно форме. Кроме обязательных реквизитов - наименований страховщика, его адресов - в жалобе следует отразить следующую информацию:
- обстоятельства, которые предшествовали событию: дата и место приобретения полиса, номер договора страхования;
- обстоятельства, которыми вызвано нарушение, например, описание события ДТП, размер причиненного ущерба, реквизиты экспертного заключения и так далее;
- обжалуемые действия страховщика: отказ в выплате возмещения, нарушение сроков, занижение суммы ущерба и так далее, со ссылками на нормативные акты и приложенные доказательства;
- требования заявителя: дать правовую оценку действиям страховщика, провести на этом основании проверку его деятельности, обязать исполнить требования законодательства;
- перечень приложенных документов, дата и подпись.
Какие санкции могут быть наложены на страховую компанию
Первое, что должен сделать ЦБ при выявлении нарушений со стороны страховщика – это вынести предписание на устранение выявленных нарушений. В установленный предписанием срок, страховая компания обязана представить в ЦБ документальные доказательства, подтверждающие устранение нарушений.
Если в течение 1 календарного года ЦБ будет выявлено наличие неоднократных нарушений, в том числе, если они создают угрозу нарушения прав и интересов страхователей либо свидетельствуют о неисполнении предписаний ЦБ, регулятор вправе:
- ввести ограничения и запрет на реализацию отдельных полномочий;
- ограничить или приостановить действие лицензии страховщика;
- передать материалы для привлечения страховщика к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП"Необоснованный отказ от заключения договора" в случае отказа от продажи полиса либо навязывания услуг.