Качество медицинских услуг обеспечивается профессиональной подготовкой врачей, техническим оснащением больниц и возможностью реализации административного контроля над медперсоналом, который пренебрегает профессиональными обязанностями. Гражданин, столкнувшийся с врачебной халатностью, должен иметь возможность пожаловаться и добиться справедливости. Куда жаловаться на врачей и как подается жалоба на врача поликлиники? Образец приведен в статье.
Основные причины жалоб на врачей
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действие врача, которое кажется ему некорректным или нарушает его права. При получении медицинской помощи поводом для жалобы может стать:
- некорректное и неэтичное поведение врача: хамство, шутки, затрагивающие личность пациента, дискриминирующие высказывания, нецензурная брань;
- отказ от проведения необходимых медицинских манипуляций, процедур и анализов;
- назначение заведомо неэффективных препаратов;
- непостановка диагноза, отказ в предоставлении комментариев и разъяснений пациенту относительно состояния его здоровья, сути и перспектив лечения;
- отказ в оформлении необходимых документов, например, больничного листа;
- отказ в предоставлении для ознакомления истории болезни или медицинской карты;
- причинение вреда здоровью, допущение ухудшения здоровья вследствие халатности или некомпетентности.
Куда обращаться с жалобой на врача
Существует несколько инстанций, куда гражданин может обратиться с жалобой на врача:
- Главврач или администрация клиники, где произошел инцидент. Врач - это сотрудник медицинской организации, лечение пациентов — его должностная обязанность, следить за ее исполнением — полномочие администрации. Поэтому поведение врача может быть рассмотрено в дисциплинарном порядке внутри учреждения.
- Минздрав — в каждом регионе этот орган имеет территориальное подразделение, контролирующее работу медицинских учреждений на подведомственной территории.
- Росздравнадзор — также специализируется на контроле качества оказания медицинских услуг населению. Подать жалобу в этот орган можно через территориальное подразделение или онлайн через сервис сайта;
- Роспотребнадзор — государственный орган, специализирующийся на защите прав потребителей, поэтому жаловаться на врача в этот орган имеет смысл, если речь идет об оказании платных медицинских услуг. Подать жалобу можно через территориальное подразделение или через сервис сайта Роспотребнадзора.
- Прокуратура РФ принимает жалобы на любое нарушение прав гражданина любой организацией или органом. Приняв жалобу, прокуратура обязана проверить действия врача и медицинской организации в целом на соответствие действующему законодательству. Затем либо вынести представление об устранении нарушений, либо разъяснить заявителю почему нарушений в действиях врача не было.
- Полиция — обращение в полицию возможно, но важно помнить, что полиция занимается случаями, когда имеет место правонарушение или преступление. Полиция будет кстати, если действия врача повлекли вред здоровью или смерть пациента.
- Суд — при любом нарушении для защиты своих интересов гражданин вправе прибегать к судебной защите. Особенно этот порядок актуален, когда необходимо взыскать компенсацию физического или морального ущерба.
Куда писать жалобу на врачей поликлиники
Отношения с врачами поликлиники регулируются теми же нормами, что и с иными врачами, поэтому на них можно подавать жалобы в те же органы, которые обозначены выше.
Как правильно написать жалобу на врача
Законодательно не установлена форма жалобы на действие или бездействие врачей. К таким жалобам предъявляются те же требования, что и к любому обращению гражданина в госорган или организацию.
Жалоба на действия врача должна содержать:
- Наименование органа или ФИО и должность лица, куда она подается.
- ФИО, адрес и желательно, телефон и электронную почту заявителя — очень важно не забыть указать эти данные, ведь анонимные жалобы не рассматриваются, а в отсутствии контактов заявителя орган, рассматривающий обращение, не сможет отправить заявителю ответ.
- Наименование медицинского учреждения, куда обратился пациент, ФИО и специализацию врача, действия которого обжалуются.
- Суть проблемы: необходимо кратко, но емко и аргументированно изложить какие действия врача и какие права пациента нарушили.
- Просьбу: какого именно результата от обращения ждет заявитель.
- Перечень документов — если заявитель хочет подкрепить жалобу какими-то документами.
- Дату и подпись пациента.
Образец жалобы на врача
Установленного образца жалобы на врача не существует. Если жалоба подается через электронные сервисы - она формируется автоматически на основании данных, которые заявитель указывает в предложенных полях.
Обратите внимание!
Если жалоба оформляется письменно, можно в качестве ориентира использовать вариант, предложенный по этой ссылке.
Ответственность врача за неправомерные действия и ошибки
Ответственность врача, на которого жалуется пациент, может быть разнообразной и зависит от сути и доказанности жалобы:
- Дисциплинарная ответственность может быть наложена на врачей, как на сотрудника медицинского учреждения, ненадлежащим образом исполняющего свои служебные обязанности. В зависимости от тяжести проступка врач может быть подвергнут замечанию, выговору или уволен.
- Гражданско-правовая ответственность может наступить, если пациент докажет причинение ему физического или морального вреда. Такая ответственность выражается во взыскании с врача компенсации.
- Уголовная ответственность наступит, если врач своими действиями причинил пациенту тяжкий вред здоровью либо если пациент умер. Уголовная ответственность последует за неоказание медицинской помощи, халатность и заражение пациента ВИЧ-инфекцией. Мера наказания, которая может быть назначена врачу, зависит от степени тяжести совершенного и может быть вплоть до лишения свободы.
Жалоба на врача через Госуслуги
Сайт Госуслуг также предоставляет возможность направить жалобу в любой государственный орган, не выходя из дома.
Обратите внимание!
Для этого необходимо зайти на стартовую страницу сайта, пролистать ее вниз и в нижнем меню найти раздел «Наши проекты», а в списке проектов выбрать «Досудебное обжалование».
Перейдя на следующую страницу необходимо нажать кнопку «Подайте жалобу», после чего система предложит заполнить подробную форму и отправить необходимый запрос.