Досудебная претензия о взыскании задолженности – инструмент внесудебного урегулирования возникших между сторонами правоотношений разногласий. Основанием для ее подачи служит нарушение одной из сторон договора взятых обязательств. Как оформляется досудебная претензия по просрочке обязательства?
Порядок досудебного урегулирования задолженности
Возникшие между сторонами правоотношений разногласия могут быть урегулированы в судебном порядке. Но так как судебный процесс чреват сроками и крупными издержками, разногласия могут быть урегулированы в альтернативном досудебном порядке.
Досудебный, претензионный порядок урегулирования задолженности является обязательным в двух случаях:
- когда он предусмотрен законом - при расторжении договора аренды, при изменении или расторжении алиментного соглашения, вытекающие из договоров услуг связи;
- когда он предусмотрен положениями подписанного сторонами договора.
Обратите внимание!
В остальных случаях досудебный порядок является добровольным и применяется лишь по желанию заинтересованной стороны. Порядок урегулирования заключается в направлении контрагенту претензии - письменного требования - о добровольном устранении выявленного нарушения и восстановлении нарушенного права отправителя претензии.
Если сторона отказывается исполнять заявленные требования либо игнорирует обращение, применяется уже судебный порядок урегулирования. Попытки досудебного урегулирования спора повышают шансы истца на положительный исход.
Как написать претензию о взыскании задолженности
Форма, структура и стиль досудебной претензии, вне зависимости от заявленных в ней требований, не имеют нормативной регламентации. В случаях, когда претензия является обязательной по закону, могут быть установлены требования к ее содержанию, но единого образца для составления нет. Основа документа – стандартное деловое письмо.
Правила оформления документа
Досудебная претензия о взыскании долга с контрагента оформляется с учетом общепринятых правил деловой переписки. Она может быть составлена в печатном виде или написана от руки. Ключевое требование – деловой стиль изложения. В ней отражаются минимум обязательных реквизитов, в числе которых:
- «шапка»: наименование и адрес контрагента, наименование, адрес и контакты отправителя претензии;
- описание обстоятельств, предшествующих возникновению претензии: дата и реквизиты заключенного договора;
- обстоятельства, воспринимаемые заявителем как нарушение: история поломок, нарушение сроков, невозврат долга или иные нарушения, а также перечень обязательств, возложенных по договору на сторону;
- резолютивная часть - перечень требований, предъявляемых стороне договора: возврат задолженности, уплата штрафа и пени или иной формы неустойки, возмещение причиненных убытков;
- разумный срок для направления ответа;
- предупреждение о подаче иска в случае неудовлетворения требований заявителя;
- перечень документов, дата и подпись.
Образец претензии о взыскании задолженности (ссылка)
Претензия о задолженности по договору оказания услуг
Так как основная масса поставщиков работает на условиях публичной оферты, письменный договор на оказание услуг составляется редко, что говорит об отсутствии четко сформулированных и формально оформленных обязанностей заказчика. Но даже несмотря на отсутствие договора, обязанность оплатить полученные услуги возлагается на заказчика в силу ст. 781 ГК РФ.
Текст претензии составляется по тем же принципам и правилам.
Образец претензии по договору оказания услуг (ссылка)
Порядок вручения претензии
Претензия может быть направлена контрагенту любым способом, с помощью которого можно будет подтвердить факт направления обращения, в том числе:
- передана лично, с указанием на втором экземпляре даты приема и номера из журнала входящей корреспонденции;
- передана через представителя, имеющего доверенность на представление исполнителя;
- направлена по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.
Допускается отправка претензии и по электронной почте, но в случае судебного разбирательства для доказательства факта отправки распечатку с электронной почты придется заверить нотариально. И даже в таком случае это не докажет факт получения и прочтения претензии контрагентом.
Срок рассмотрения документа по закону
Срок рассмотрения претензии может быть установлен законом лишь в отношении случаев, когда досудебный порядок урегулирования является для сторон обязательным. Например, в отношении претензии к страховщику по ОСАГО такой срок рассмотрения составляет 10 дней.
Обратите внимание!
Если же срок рассмотрения законом не установлен, заявитель указывает в претензии разумный срок, в течение которого он готов ждать от контрагента ответа. Это 10-14 дней. После чего заявитель обращается в суд.
Ответ на претензию о взыскании задолженности
В течение разумного срока, указанного заявителем, контрагент должен направить ответ на претензию. Если это предусмотрено законом, такой ответ является обязательным. В остальных случаях он дается по желанию контрагента. В нем излагается позиция стороны. Среди возможных вариантов:
- согласие с претензией и указание сроков, в течение которых задолженность и неустойка будет погашена;
- частичное согласие с претензией, указание сроков погашения той части, в которой разногласия отсутствуют;
- несогласие с претензией, нормативное обоснование своей позиции, отказ в удовлетворении заявленных требований.
На основании содержания ответа заявитель разрабатывает дальнейшую стратегию поведения.